Определение видового состава местной орнитофауны. Исследование птиц.

Выучив свой район, можно начать второй этап работы – определение видового состава местных птиц. Регулярно посещая разные участки района исследований, следует составить список всех помеченных во время экскурсии птиц. Экскурсии следует проводить в течение целого года, чтобы отметить не только птиц, которые регулярно гнездятся в данном районе, но и тех, которые бывают здесь лишь во время весеннего или осеннего перелета, зимуют или случайно залетают. Например, зимой в средней полосе из севера появляются снегири, чечетки, омелюхи, снежные подорожники, рогатые жаворонки, мышееды-зимняки, то есть те птицы, которых не бывают здесь весной и летом. Лучше всего ходить на экскурсии в утренние часы, когда птицы наиболее активны и их легко заметить. Птиц в списке следует распределять по ландшафтным участкам (лес, поле, луга), где они чаще всего встречаются.

Список птиц определенного района составляют по такой схеме:

  1. Название птицы (русское и латинское);
  2. Птица оседлая, кочевая, перелетная или пролетная;
  3. Где (за ландшафтной характеристикой) держится в гнездовой период или во время перелета;
  4. Как часто встречается птица в районе исследований (многочисленная, обычная, немногочисленная, редкая, очень редкая).

Составив список птиц, можно выбрать первоочередные объекты для изучения. Это должны быть те виды птиц, которые по литературным данным и на основе собственных наблюдений считаются самыми полезными в народном хозяйстве района или редкими, которых следует особенно охранять. Подробное изучение этих видов даст возможность определить их роль в природе и народном хозяйстве. В зависимости от специфики района объектами исследований могут быть разные виды птиц. Например, в южных приморских и степных районах большого вреда посевам зерновых наносят прямокрылые и твердокрылые насекомые, а из грызунов – мыши, полевки, суслики. Грызунов уничтожают дневные хищники и совы, а насекомых в большом количестве поедают скворцы, некоторые виды мартынов (например, средиземноморский мартын), крачки и другие птицы. Следовательно, в приморских степных районах именно эти виды птиц стоит изучать в первую очередь, чтобы создать им наиболее благоприятные условия для жизни и размножения. В районе заболоченной местности покрытой лесами, где жуки, гусеницы наносят вред лесным участкам, следует в первую очередь, изучать насекомоядных птиц, которых можно использовать для борьбы с вредителями леса (дятлов, синиц, поползней, но др.). Объектом изучения могут быть и охотничье-промышленные птицы.

Наметив для исследования группу птиц, нужно выучить все, даже мельчайшие, особенности их жизни и развития. В жизни птиц есть несколько важных периодов:

  1. Весенний прилет (если птица перелетная),
  2. Период размножения,
  3. Осенний отлет и
  4. Зимовка.

Во все эти периоды птица должна находить себе (а летом и своим птенцам) еду и оберегать себя и птенцов от разных врагов. В зависимости от времени года наблюдения можно начинать с осеннего отлета или из периода выкармливания птенцов. Для удобства предлагается начать наблюдение за птицами, когда они прилетают на места, где будут размножаться.